Открытие медицинского центра можно назвать весьма перспективным направлением для собственного бизнеса. Качество бесплатной медицины, ее доступность и целесообразность большинству пациентов представляются весьма сомнительными, и так называемый «средний класс» готов платить хорошие деньги за услуги, не экономя на здоровье.
Именно этот сектор потребителей выбрали для себя предприниматели Вадим Салошев и Вячеслав Крочев, герои очередного выпуска программы на канале «Успех». Им уже принадлежит несколько небольших узкопрофильных клиник «Диамед». На этот раз они решили пойти навстречу пожеланиям своих клиентов по поводу широкого круга медицинских услуг от полюбившегося бренда, завоевавшего доверие, — и создать коммерческий медицинский центр в собственном здании.
Почему было принято решение о строительстве собственного здания? Дело в том, что ранее клиники «Диамед» располагались в арендованных помещения, которые кроме арендной платы, требовали ремонта по всем правилам с получением лицензии от СЭС —и при этом не исключались опасения, что аренда может закончиться вместе с истечением очередного срока договора.
Именно по этим причинам, а также потому, что открыть большой коммерческий центр в арендованном помещении практически маловероятно, и встал во главу угла вопрос о строительстве здания для него. Ориентировочно площадь помещения составила 2500 кв. м (для сравнения средняя площадь медцентров в Москве 1200 кв. м, а городская государственная поликлиника измеряется 3-5 тыс. кв. метров).
Что такое лицензирование СЭС? Речь идет о нормах СанПиН 2.1.3 2630-10 от 17.09.2010 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». В нормативном документе 15 разделов: требования к территории, зданию, внутренней отделке, коммуникациям, вплоть до конкретных требований к условиям труда и гигиене сотрудников учреждения или к организации питания пациентов.
Герои программы решили осуществлять строительство на собственные деньги, а на медицинское оборудование привлечь заемные средства из банка. Суммарный расход они видят в размере миллиона долларов. Стоимость только медицинского оборудования не имеет верхней границы, поскольку процесс модернизации и появления технических новинок идет постоянно, и все они импортного производства. Средняя цена качественного стоматологического устройства $8-25 тыс. аппарата УЗИ — $160 тыс. аппарата для лабораторной диагностики от 10 до 70 тыс. $.
Что касается рентабельности отрасли, то основополагающий момент здесь такой: частная медицина делает в России первые шаги, и спрос на услуги достаточно значителен. Поэтому рентабельность неплохая, и при выборе медучреждения квалификация персонала является определяющей.
Справедливости ради следует заметить, что, если вы выберете медицинский центр в качестве объекта предпринимательской деятельности, быстро закончить строительство и приступить к работе вам не удастся – как это и получилось с героями программы «Свой бизнес». Огромное количество времени уходит на сбор, подготовку и согласование разрешительной документации. Бюрократия, плюс постоянные изменения правил и нормативов – таким образом, могут пройти годы, прежде чем на стройплощадке начнется работа.
Сначала необходимо оформить участок земли под стройку – бизнесмены Салошев и Крочев выиграли конкурс на договор аренды земли на 49 лет. Затем разрабатывается градостроительное обоснование и утверждается в Москомархитектуре, а далее следует этап проектирования и его согласование.
В Москомархитектуру, например, представляется:
- гарантийное письмо застройщика на имя председателя Москомархитектуры;
- предпроектные проработки, в которых должны быть определены технико-экономические показатели объекта, подтвержденные необходимыми расчетами;
- заключение о соответствии размещаемого объекта установленным градостроительным требованиям и регламентам, подготовленным архитектурно-планировочным объединением административного округа Москвы, с технико-экономическими показателями, утвержденными Москомархитектурой.
Просчитать заранее, сколько будет стоить разрешение на строительство, довольно сложно. Если на месте стройплощадки были деревья и газон, приготовьтесь к расходам в миллионы рублей. В среднем для получения акта разрешенного использования ордера на строительные работы потребуется 3 млн. Сдача в эксплуатацию предполагает для оформления затраты не менее 1 млн.
Выбирая место под застройку, не откладывайте на потом такую задачу, как маркетинг. Если рядом с вами будут находиться крупные сетевые медцентры, то крайне трудно окажется получить хотя бы 30% от их клиентуры. На всем протяжении разработки проекта до момента открытия поставьте себе тактические задачи:
- изучить клиента и его недообслуженные потребности;
- рассмотреть ближайших конкурентов и их предложения;
- составить карту охвата и просчитать пешеходные потоки;
- выбрать нишу, целевую аудиторию и провести таргетинг;
- заключить партнерские соглашения со страховыми компаниями, конкурентами и смежными бизнесами;
- подготовить план и бюджет маркетинговых мероприятий.
Поручите своему сотруднику вычислить потенциальных клиентов в зоне охвата, для чего ему полезно будет:
- подсчитать количество иномарок в вечернее время, записывая их предположительную стоимость;
- пройти по подъездам и оценить входные двери жильцов;
- провести мониторинг кафе и ресторанов для среднего класса в округе и их заполненность в обеденное время.
Целесообразно также в течение 2-х недель считать пешеходный и автомобильный поток (всех кто проходит пешком или проезжает на тачка непосредственно у дверей здания) в утреннее, обеденное и вечернее время.
Если у вас уже есть узкопрофильные клиники, как у компании «Диамед», рекомендуется сделать новый медцентр головным офисом, а к имеющемуся бренду добавить слово-приставку.
В заключение приготовьтесь к тому, что открытие клиники затянется надолго и запуск объекта в эксплуатацию будет сопряжен с множеством неприятных сюрпризов и дополнительных накладных расходов. Впрочем, per aspera ad astra, то есть через тернии к звездам!
Как открыть свой бизнес? Медицинский центр.
Обзор подготовила Наталья Зайцева специально для BizAtaka. ru